ЛГ МАОУ "Гимназия №6"
г.Лангепас, ХМАО-Югра
  • Основы религиозных культур и светской этики

    С 2012 года в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, вскоре Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс.

    Главная цель введения данного комплексного учебного курса - воспитание детей в школе с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка. Повсеместному введению курса с 2012 года предшествовала его успешная двухлетняя апробация в 2009-2011 гг. в 21 регионе России. В московской системе образования курс успешно преподаётся с 2012 года.

    Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе.

    Курс содержит:

    • четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»;
    • модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации;
    • модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.


    Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!

    Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена указанным регламентом.

    Вопросы и ответы об ОРКСЭ

    Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

    Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных  представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.

    Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?

    Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым в школе самостоятельно на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного государственным стандартом общего образования. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.

    Кроме этого, каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Часы этого компонента могут быть использованы школой на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально-групповых занятий, деление класса на подгруппы.

    В связи с изменениями федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от  31.01.2012 г. № 69 и от 01.02.2012 г. № 74) курс ОРКСЭ становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка — 34 учебных часа). Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента (компонент участников образовательного процесса), что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.

    В настоящее время около 70% обучающихся подвержены гиподинамии. В целях повышения двигательной активности школьников, укрепления и сохранения здоровья обучающихся с 2010 года во всех классах общеобразовательных учреждений введен третий час физической культуры.

    Правильная организация образовательного процесса, распределение уроков в течение дня и учебной недели в соответствии с требованиями СанПин положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребёнка. Сокращение количества уроков физической культуры является нарушением действующего законодательства в сфере образования.

    В учебном процессе образовательных учреждений, используются только учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время по разным модулям ОРКСЭ подготовлено уже много учебников, основные учебные комплекты представлены книгами ведущих российских учебных издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово».

    Модуль ОРКСЭ для изучения ребёнком выбирают его родители (законные представители). Система образования должна обеспечить этот выбор подготовленными учителями, пособиями, всем необходимым. Именно система образования в целом, а не отдельная школа. Если сразу это сделать не удастся, это будет сделано позднее, но вся система образования в городе работает и будет работать над тем, чтобы была обеспечена возможность преподавания любого числа модулей по выбору родителей в каждой школе. Таким образом, это не вопрос только отдельной школы и тем более отдельного учителя в школе.

    Возможна организация занятий для школьников по некоторым модулям даже в учебных группах детей из нескольких, например, соседних школ. Это технические,  организационные вопросы, которые должна будет решать система образования. Родителей они не касаются, родители полностью свободны в своем выборе.

    Администрации образовательного учреждения необходимо обеспечивать изучение любого выбранного модуля (даже для одного ребенка в школе).

    При изучении курса ОРКСЭ класс может делиться на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. Если в школе несколько 4-х классов и в каждом из них выбран определённый модуль, из этих подгрупп могут составляться учебные группы по этому модулю из учащихся нескольких 4 классов (не более нормативного максимального числа учащихся в классе). При этом вести разные модули (предметы) курса ОРКСЭ могут разные учителя в школе, а если отдельные модули (предметы) ведёт один учитель, он может делать это в разное учебное время с разными группами учащихся.

    Расписание уроков будет составлено таким образом, чтобы уроки в каждой группе, независимо от её численности, проводились в соответствии с существующими требованиями. Например, это могут быть последние уроки в разные дни недели.

    Имеют возможность вести модули курса ОРКСЭ любые педагоги в школе (прежде всего, учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), выражающие желание преподавать и успешно прошедшие соответствующую подготовку.

    Учителя должны пройти курсы повышения квалификации (не менее 72 часов) в Автономном учреждении дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» или других образовательных центрах с получением установленного документа о успешном завершении обучения. Однако и в дальнейшем этим педагогам необходимо будет повышать свой уровень знаний для повышения качества преподавания курса ОРКСЭ, в том числе с учётом тех предметов, которые они ведут, профильной подготовки по отдельным модулям курса ОРКСЭ («Основы православной культуры», «Основы светской этики» и др.). Такие профильные курсы повышения квалификации для учителей также реализуются. 

    В ближайшем будущем в вузах начнется систематическая подготовка учителей для преподавания религиозных культур, светской этики по программам  рофессионального педагогического образования (бакалавриат и др.). Решения о разработке и реализации таких программ предусмотрены в принятых государственных планах обеспечения введения курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе. 

    Нет. Курс ОРКСЭ преподают и будут преподавать учителя школ, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации, подготовки. На этапе апробации курса ОРКСЭ в ряде регионов и в дальнейшем при его распространении на школы всех регионов России было решено, что преподавать модули по основам религиозных культур будут светские учителя. Имея в виду под словом «светские», что это не атеисты, неверующие люди, а гражданские, обычные школьные учителя, не являющиеся служителями религиозных культов.

    С этим согласны и все религиозные организации (Русская Православная Церковь, исламские,  буддистские, иудаистские), выступающие в этом проекте партнёрами государства, семьи и школы в обеспечении необходимого качества преподавания соответствующих религиозных культур, исключающего искажения, неточности в представлении религиозных традиций. 

    Участие конфессий предусматривается в подготовке учителей по религиозным культурам, в разработке или экспертизе учебного и методического обеспечения. Привлекать служителей культа (священники, раввины, муллы и др.), даже имеющих необходимое для работы в школе образование, непосредственно к преподаванию ОРКСЭ нет необходимости. В то же время учитель может взаимодействовать со служителями культа, консультироваться у них, пригласить священника на отдельный урок или провести мероприятие в школе с его участием, если это целесообразно для достижения лучших учебных и воспитательных результатов. Такие встречи во внеурочное время, например в форме экскурсии в ближайший храм, могут проводиться с участием родителей учащихся, а также в качестве дополнительных, внеурочных
    занятий по курсу ОРКСЭ при желании школьников и также с согласия родителей.

    Материалы уроков есть в Интернете на сайтах, где представлены итоги апробации курса ОРКСЭ в регионах в 2009-2011 гг., в которых он преподавался. Например, на сайтах органов управления образованием Тверской области, Еврейской автономной области, Калининградской, Калужской, Костромской, Курганской областей, Красноярского и Камчатского краев и т.д. 

    Ссылка на сайты, на которых представлены материалы от регионов:

    http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=2056 методические разработки московских учителей

    http://www.openclass.ru/ разработки уроков по модулям ОРКСЭ

    http://www.proshkolu.ru/club/orkisa/ клуб содружества учителей ОРКСЭ

    http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons портал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

    Список основных обсуждаемых тем представлен в Примерной программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», а полный список основных тематических единиц модулей ОРКСЭ дан в Приказе Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 (поиск документов в  сети Интернет по названиям).

    Практическими занятиями в отношении методики преподавания могут быть уроки, занятия по модулям курса ОРКСЭ, предусматривающие выполнение учащимися практических работ: подготовки творческих проектов, презентаций, конкурсов, выступлений и т.п. индивидуально или в группах.

    В качестве практических занятий можно рассматривать и экскурсии, которые могут входить в программу обучения, в том числе в близлежащие храмы, мечети, синагоги для ознакомления с их устройством, убранством, историей и т.д. Такие экскурсии могут проводиться с согласия родителей общим порядком, но не предусматривают «обучение религии», практического приобщения детей к исполнению религиозных обрядов, участию в богослужениях и т.п. В преподавании религиозных культур не ставится задачи обучения детей религиозной практике. В то же время на подобных занятиях, экскурсиях учитель не может препятствовать детям свободно, по их желанию выражать свою религиозную принадлежность в формах, принятых в данной религиозной традиции. Однако при этом — без нарушения порядка проведения учебного занятия, экскурсии.

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie